Имя пользователя:

Пароль:



Надоела реклама? Зарегистрируйся

Литые колесные пары для моделей ПС

#14918 Urecky 02 сен 2012, 04:38

Ссылка на "народ"
изготовление колесных пар.doc

Здравствуйте!
При изготовлении моделей подвижного состава, моделисты используют различные технологии, материалы и собственные хитрости, приобретенные в ходе создания моделей, совершенствуясь и накапливая бесценный опыт. По себе знаю, что особое место, при изготовлении модели, занимают колесные пары. Не всегда можно найти требуемый тип колесных пар (КП) фирменного изготовления, да что бы и масштаб требуемый. Многие используют максимально схожие от немецких локомотивов, другие прибегают к изготовлению токарным способом. Токарный станок, это хорошо, если КП прототипа цельнокатаные или литые, а если колесный диск образован спицами? А вед спицеобразные диски колес, практически, на всех локомотивах, мотор-вагонах электропоездов, а на паровозах, как правило, устанавливались колеса именно спицеобразованные. Тут у моделиста могут возникнуть сложности.
Хочу поделиться личным опытом, рассказать о способе изготовления колес, колесных пар, в домашних условиях. Я давно им пользуюсь. Этот метод, довольно прост и я уверен, что любой моделист с легкостью может изготовить необходимые ему колесные пары, для своих моделей.
Собственно, в итоге, метод изготовления основан литьем легкоплавких металлов в гипсовых формах, но хитрость метода в изготовлении модели колеса, в выкатывании так называемой мастер-модели, на основе которой будет изготовлена форма для литья.

Металл. Для литья используется олово или баббит, но я рекомендую именно баббит, на основе олова, это марки Б88, Б83.
Эти марки баббита обладают достаточной прочностью, хорошими физическими свойствами, температура плавления 340…400˚С, что важно при работе в домашних условиях, хорошо обрабатываются и, весьма полезное для моделистов свойство то, что обработанная поверхность не тускнеет, не окисляется со временем, в отличие от олова.
Плавку проводить можно дома, на кухне, используя газовую плиту и обычную железную баночку от консервов, к примеру, банку из под «сгущенки».

Форма. Формы отливаются из гипса. Желательно медицинский, используемый в хирургии, ибо продаваемый в хоз.магах «гипс строительный», фактически является алебастром, но можно при неимении добротного гипса использовать и строительный, добавив в него процентов 10-15 цемента.
Напомню основное: -насыпать гипс в воду, а не наоборот;
- гипс должен быть разведен до густоты сметаны;
- колотить не слишком энергично, можно «пережечь»;
- гипс быстро схватывается, по тому залить гипс надо максимум минут через 2-3, после засыпки в воду.

Мастер-модель.
Задача стоит в том, что бы получить идеально правильную форму колеса.
В качестве материала модели, используется пластилин. Обычный, желательно более вязкий, типа художественного, что бы не «плыл» в руках.
Заготовим две ровные пластинки из фольгированного текстолита, размером раза в полтора больше диаметра требуемого колеса, на одной будет формироваться модель, другая для изготовления второй половины формы. В первой пластинке, на которой будет сама модель, сверлом сделать неглубокое отверстие – центр модели и опора для оси резца.
Сам профильный резец делается, по имеющемуся чертежу профиля будущего колеса, из прочной жести, я его называю «флюгером» (Рис.1).
Для оси резца используется отрезок стальной проволоки, заточенный под конус с одной стороны, к примеру, идеально подходит стальная вязальная спица диаметром 1,2 – 1,5 мм и длинной 150…200мм.
Изображение
Рис.1

Итак, приступим. Начнем с изготовления простого колесного диска
На текстолитовую пластину, прочно прилепим пластилиновую массу, высотой и диаметром чуть более требуемой модели, при этом ориентируем спицу-ось к сделанному для нее углублению в пластине (Рис.2), кстати, центр немного смещен в сторону, для создания заливного отверстия в гипсовой форме.
Изображение
Рис.2

Изображение
Рис.3
Далее, удерживая вертикально и не допуская выскакивания из осевого углубления спицы, с незначительным нажимом вращая «флюгер» на спице, слой за слоем снимаем и убираем пластилиновую стружку (Рис.3). И, в результате аккуратной, требующее терпение работы, получим требуемую мастер-модель (Рис.4)

Изображение
Рис.4

Следующий этап – форма для отливки.
Из обычного картона, у меня это гофра, оклеенная скотчем с внутренней стороны и с прорезями, как на рисунке, с помощью того же скотча, сотворим коробку для гипсовой формы (Рис.5, Рис.6).
Изображение
Рис.5

Изображение
Рис.6

Далее, в имеющуюся коробку, заливаем приготовленную до густоты сметаны гипсовую смесь, минуту-полторы покачав и легонько постучав по боковинам коробки, что бы окончательно выгнать пузырьки воздуха из гипса, оставим на некоторое время в покое.
Для второй половины формы просто, в такую же картонную коробку, положить и прижать ровную текстолитовую пластину и так же как и в первую, залить гипс.
Минут через 20-30, коробки можно разобрать, разрезав по углам скотч, формы извлечь и дать окончательно затвердеть. Готовая, просушенная форма, как бы звенит, при постукивании по ней.
Форма, в которой осталась влага, может лопнуть при заливке горячего, расплавленного металла. Ее просто разорвет образовавшийся в микропорах пар. Поэтому формы надо тщательно просушивать, а перед литьем слегка прогреть над конфоркой.
На фото (Рис.7) обе половинки формы, без заливного отверстия и «воздушников».
Изображение
Рис.7

Заливное отверстие и каналы для отвода воздуха из формы (Рис.8), прорезать любым удобным инструментом, ножом, скальпелем, надфилем и т.п. Важно, чтобы металл поступал в самую нижнюю часть формы, это позволит избежать воздушных раковин. Снимка готовой формы нет, так «подрисую» в фотошопом.
Изображение
Рис.8

От заливного отверстия можно прорезать, дополнительно, так называемый «канал верхней подливки». Он повысит качество отливаемой копии в верхней части, когда метал, поступающий из основного отверстия снизу, уже немного снизит свою температуру. Итак, формы готовы. Мягкой кисточкой пройдемся еще раз по внутренней части формы, смахнуть пыль. Обе половины формы сложим, слегка притрем, друг к другу, прижмем и скрепим с помощью деревянных реек и прочной нитки.
Плавим металл, в моем случае, это баббит Б88. Не забываем о мерах предосторожности. Безопасность – на первом месте! Метал все таки расплавленный, высокая температура.
Пламя горелки – умеренное, что бы не «пережечь» металл.
Метал, будь то олово или баббит, должен перейти в жидкое состояние, слегка покачивая сосуд с расплавленным металлом, определяем готовность. Должен свободно болтаться, без сгустков. Еще немного подержим, не более минуты, незначительный перегрев из расчета на запас текучести металла уже в форме, где он интенсивно будет терять температуру.
Деревянной палочкой надо удалить в сторону верхний слой, это шлак, побочный продукт от контакта металла с кислородом.
Заливаем в отверстие, до заполнения его и выхода через «воздушники» (Рис.9).
Ждем секунд 15-20, разбираем форму и, аккуратно расшатав отливку, извлекаем наше изделие из формы.
Хочу заметить, форма в этот момент «слабеет», ее легко повредить. А вообще, как правило, три отливки, чередуйте перерывом минут 15-20. Для восстановления физических свойств гипса.
Изображение
Рис.9

Итак, отлили необходимое количество колес, Удаляем литники, возможные наплывы, следы от «воздушников».
По центру, там обычно остается надежная отметка от осевого стержня на стадии пластилиновой модели, строго перпендикулярно сверлим необходимое отверстие. Рекомендую в два-три приема, от тонкого сверла, до чуть большего и до требуемого.
Следующий этап – проточка.
В роли токарного станка – электродрель. Под отверстие подбираю достаточно длинный болт или шпильку, пару шайб и гайкой стягиваю на этом болту заготовку. Зажимаю в патрон дрели, саму дрель закрепляю на столе и, используя нож (резак, который со сменными лезвиями), в роли токарного резца, подвожу под чистовую заготовку. Затем использую надфили, наждачную бумагу типа «миллиметровка» и изделие, практически, готово (Рис.10).
Изображение
Рис.10

Оси, так же изготавливаю литые. Модель, форма, литники, отливка… в общем тот же процесс, но уже обе половины формы, объемные. Залил гипс, положил на поверхность мастер-модель, слегка «притопил» и оставил твердеть. Часа через 2-3, заливаю верхнюю часть гипсом и досушиваю. Затем произвожу литье (Рис.11).Изображение
Рис.11

Изображение
Рис.12

Но это для моделей стендовых. Для рабочих, электрифицированных придется делать по иному, либо между осью и колесом закладывать изолирующий материал. В моем случае, литые колеса я напрессовываю на литые осевые валы (Рис.12).
Да, но это простые, катанные колесные пары, а как со спицеобразными?
Возвращаемся к этапу гипсовой формы. Размечаем необходимое число, форму и расположение спиц (Рис.12). Можно подходящим инструментом, но лучше изготовить шаблон-резец, как на рисунке, аккуратно прорезать в гипсе спицы. Далее, прорезка литников и воздушных каналов (Рис.13.1, Рис.13.2, Рис.14), отливка, обработка, все так же, как и с цельнокатаными колесами.
Изображение
Рис.13.1

Изображение
Рис.13.2

Изображение
Рис.14

Отлитая заготовка (Рис.15).
Изображение
Рис.15

Отдельно хочу рассказать об изготовлении паровозных КП, для чего описываемый способ наиболее приемлем.
Как известно, колесные пары паровозов имеют литые противовесы, для балансирной компенсации массы дышловой группы и ПРМ.

Тут имеется несколько вариантов.
Самое простое, это прорезать балансиры прямо на гипсовой форме, Это если все колеса паровоза имею одинаковые противовесы, как к примеру Ов. В этом же случае отливаю одно колесо, на этот первый, отлитый экземпляр «долепляю» противовесы (Рис.16) и делаю вторую форму, со всеми последующими стадиями, описанными выше.
Изображение
Рис.16

Для паровозов же, где каждая пара имеет различный по массе и форме противовес, к примеру паровозы серий «Э» (Эм,Эр и пр.), нет желания делать форму под каждую пару. Поступаю следующим образом. Как описывал выше, делаю модель, форму, отливаю все КП и далее, уже на готовых, обработанных парах, делаю противовесы из минералополимерной композиции, известной под народным названием «холодная сварка», но не на эпоксидной основе а, именно, на полимерной, универсальной. При доступности и малой стоимости, можно олучить добротный результат. Размял, отформовал, прямо на колесе, слегка подчистил и даю отвердеть. Через час можно, так сказать, дообработать, отшлифовать и готово к покраске. Описанные КП на пока еще незаконченной Эм-ке (Рис.17).
Изображение
Рис.17

Вариантов, в последующих стадиях, много. И каждый моделист имеет свои способы и наработки и опыт. Но я хотел рассказать именно о способе получения мастер модели, пластилиновой заготовки, полученной пусть простым, примитивным способом, но в итоге на ее основе получены весьма хорошие результаты. А самое важное, без применения токарного станка, что важно для многих моделистов.
На фото ниже некоторые из последних моделей, где подобным способом изготовлены КП. Да, в принципе, не только КП а многие детали литые, буферы (Рис.18), дышла, буксы тендеров и вагонов, мелкие, почти «серийные» детали. Вообще, даже самые эффектные модели, в своей основе используют простейшие материалы. У меня, самые «ходовые», это луженое железо, от банок из под «сгущенки», электрокартон, правильно называемый прессшпан электротехнический, полимерная самотвердеющая композиция (холодная сварка), да известная всем «пластика», подобие пластилина, но приобретающая твердость при достаточной нагреве (я варю детали из пластики в кипятке).
Изображение
Рис.18

Изображение
Паровоз серии Ов. Масштаб М1:32, колея 47,6мм.

Изображение

Изображение
Незаконченный паровоз серии Эм. М1:32.

Удачи!
Последний раз редактировалось Urecky 02 сен 2012, 23:04, всего редактировалось 1 раз.
A point is not part of a line Leonardo da Vincine...(Точка не является частью линии...)
Аватара пользователя
Urecky offline
Я создал эту тему
Открыть/Закрыть
  У вас:
 
Сообщений: 112
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 00:46
Откуда: Kryvyi Rig City, Ukraine
Cпасибо сказано: 123
Спасибо получено: 68 раз в 30 сообщениях
  
Очков репутации: 19
Добавить очки репутацииОтлично Уменьшить очки репутацииПлохо

Литые колесные пары для моделей ПС

Партнер

Блок
Партнер
 

Re: Литые колесные пары для моделей ПС

#14926 CCCP1941 02 сен 2012, 09:31

СУПЕР!!! МАСТЕР! И паровоз сам отливал по запчастям?
МАШИНИСТ!ПРОЕЗД ЗАПРЕЩАЮЩЕГО СИГНАЛА ЯВЛЯЕТСЯ ТЯГЧАЙШИМ НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
Аватара пользователя
CCCP1941 offline
Медали: 7
Фотограф (1) Скриншотер (1) Консультант (1) За 2 место в конкурсе (1) За 1 место в конкурсе (1) Картостоитель (1) Символика железных дорог СССР (1)
Открыть/Закрыть
  У вас:
 
Сообщений: 960
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 10:41
Cпасибо сказано: 155
Спасибо получено: 255 раз в 134 сообщениях
Разработчики
Разработчики
  
Очков репутации: 100523
Добавить очки репутацииОтлично Уменьшить очки репутацииПлохо

За это сообщение пользователю CCCP1941 "Спасибо" сказали
Urecky

Re: Литые колесные пары для моделей ПС

#14927 ZOZ 02 сен 2012, 09:32

:bravo: хорошие паровозы
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение

Смерть стоит того, чтобы жить,
А Любовь стоит того чтобы ждать...
Аватара пользователя
ZOZ offline
Медали: 5
Активный юзер форума (1) Консультант (1) За 3 место в конкурсе (1) Kuider (1) Старожил (1)
Открыть/Закрыть
  У вас:
 
Сообщений: 1222
Зарегистрирован: 27 май 2012, 21:44
Откуда: ГЖД
Cпасибо сказано: 100
Спасибо получено: 312 раз в 269 сообщениях
Разработчики
Разработчики
  
Очков репутации: 66
Добавить очки репутацииОтлично Уменьшить очки репутацииПлохо

За это сообщение пользователю ZOZ "Спасибо" сказали
Urecky

Re: Литые колесные пары для моделей ПС

#14934 Urecky 02 сен 2012, 11:21

Спасибо!
По ходу дел расскажу как делаю модели, если есть интерес. Может кому пригодится. Использую простые технологии и материалы. 100% доступности каждому любителю.
Удачи всем!
A point is not part of a line Leonardo da Vincine...(Точка не является частью линии...)
Аватара пользователя
Urecky offline
Я создал эту тему
Открыть/Закрыть
  У вас:
 
Сообщений: 112
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 00:46
Откуда: Kryvyi Rig City, Ukraine
Cпасибо сказано: 123
Спасибо получено: 68 раз в 30 сообщениях
  
Очков репутации: 19
Добавить очки репутацииОтлично Уменьшить очки репутацииПлохо

Re: Литые колесные пары для моделей ПС

#14935 Dimension 02 сен 2012, 11:25

Суперски, тем более все материалы у меня есть)
Изображение
Пожертвования проекту Яндекс-деньги 410011165749027
Аватара пользователя
Dimension offline
Медали: 7
Скриншотер (1) Администратор - основатель (1) За 1 место в конкурсе (1) Картостоитель (1) Электровоз TrainzUnion (1) Плюс +1 (1) Легенда (1)
Открыть/Закрыть
  У вас:
 
Сообщений: 5257
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 14:48
Откуда: Ярославль
Cпасибо сказано: 644
Спасибо получено: 715 раз в 466 сообщениях
Администратор
Администратор
  
skype: alex_yar6
Очков репутации: 306
Добавить очки репутацииОтлично Уменьшить очки репутацииПлохо

Re: Литые колесные пары для моделей ПС

#14946 CCCP1941 02 сен 2012, 12:38

Urecky писал(а):Спасибо!
По ходу дел расскажу как делаю модели, если есть интерес. Может кому пригодится. Использую простые технологии и материалы. 100% доступности каждому любителю.
Удачи всем!

Класс! Буду ждать новых уроков!
МАШИНИСТ!ПРОЕЗД ЗАПРЕЩАЮЩЕГО СИГНАЛА ЯВЛЯЕТСЯ ТЯГЧАЙШИМ НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
Аватара пользователя
CCCP1941 offline
Медали: 7
Фотограф (1) Скриншотер (1) Консультант (1) За 2 место в конкурсе (1) За 1 место в конкурсе (1) Картостоитель (1) Символика железных дорог СССР (1)
Открыть/Закрыть
  У вас:
 
Сообщений: 960
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 10:41
Cпасибо сказано: 155
Спасибо получено: 255 раз в 134 сообщениях
Разработчики
Разработчики
  
Очков репутации: 100523
Добавить очки репутацииОтлично Уменьшить очки репутацииПлохо

Re: Литые колесные пары для моделей ПС

#41107 Deniska 25 июл 2013, 15:14

Спасибо просто обалдеть,а как модельки делать??? ;))
Аватара пользователя
Deniska offline
Открыть/Закрыть
  У вас:
 
Сообщений: 59
Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:55
Cпасибо сказано: 43
Спасибо получено: 10 раз в 9 сообщениях
  
Очков репутации: 7
Добавить очки репутацииОтлично Уменьшить очки репутацииПлохо


Вернуться в ЖД моделизм, ПС, макеты


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Стиль


Наши друзья!
TrainzUnion - Железнодорожное сообщество


cron
!-- ENDIF --inner5360) ue='309.51' if(zn/dd #wrapbull; !-- ENDIF --img src=/div/h3